AddThis

Сегодня мы пройдемся по болевым точкам Праги.

В центре исторической Праги, недалеко от Староместской площади от посторонних глаз за забором спрятано царство Голема. Из легенды мы знаем, что Голем – это глиняный великан, который оживал, когда хозяин вставлял в его лоб пластину с магическим шифром. Однажды Голем взбунтовался против своего хозяина. Великана потянуло на разрушения. Конец истории печален – Голема пришлось обратить в прах. Во многом печальна и вся история еврейского народа, неважно в какой части света они находили себе пристанище.

В Праге евреев никто не трогал до XI века. А потом власть сменилась, их начали грабить, убивать и насильно обращать в христианство. Так европейцы готовились к Первому крестовому походу. Власти города, понимая, что потеряв евреев, понесут колоссальный экономический урон, выделили им городской квартал и обнесли его высокой стеной. На ночь ворота в квартала закрывались. Собственно, можно сказать, что первое в мире еврейское гетто появилось именно в Праге.

Но это не значило, что жизнь евреев стала спокойней. Часто на гетто совершались набеги, если знать не хотела возвращать свои долги еврейским банкирам и ростовщикам. Здесь была высокая смертность от болезней. А пожары, слизывавшие нагромождения из деревянных домиков, стали фактически злободневностью.

В XIX веке к евреям в гетто переселили и городскую бедноту. А потом вообще решили провести зачистку местности.

 

Еврейское кладбище в Праге

 

Сегодня на месте Еврейского города – большое еврейское кладбище. Оно уникально само по себе. На небольшой площади было произведено порядка 200 тысяч захоронений, которые отмечены 12 тысячами обелисков. От того и надгробия такие покосившиеся. Ведь под каждым из них до 10-12 погребальных пластов. Кладбище вновь и вновь застилалось землей, чтобы хоронить вновь умерших.

 

Синагога в Праге

 

В этом месте собрана самая большая коллекция предметов еврейской культуры на территории Европы. Благодаря Гитлеру. Ведь он полагал, что когда все евреи будут истреблены, то представителям арийской нации в целях расширения кругозора будет интересно познакомиться с атрибутикой этого народа. В связи с этим был даже издан указ свозить в Прагу все предметы духовной и материальной культуры для «экзотического музея исчезнувшей расы».

Еще одна печальная страница для чешского народа и для Праги – время советского режима и оккупации Чехии советскими войсками.

Свою скорбь чехи выражают весьма красочно через памятники и плакаты, на которых изображены вооруженный до зубов олимпийский мишка или матрешка с вампирским оскалом. Именно такими плакатами музей коммунизма приглашает своих посетителей оценить историю этого режима в Чехии.

 

Музей коммунизма в Праге

 

Но есть еще более красочная иллюстрация отношения чехов к тирании - Мемориал жертвам коммунизма. Он расположен у подножия холма Петршин. Его открытие состоялось в 2002 году. Семь бронзовых скульптур, поднимающихся вверх по лестнице. И чем выше они поднимаются, тем более «разрушенными» они становятся – в телах появляются разломы, конечности теряются. Таков художественный символизм страданий политических заключенных, ставших жертвами коммунистического режима. В центре мемориала размещена бронзовая надпись с указанием числа жертв коммунизма, а рядом бронзовая табличка с надписью: «Мемориал жертвам коммунизма посвящен всем жертвам, не только тем, которые были заключены в тюрьму или казнены, но также тем, чья жизнь была разрушена тоталитарным деспотизмом».

Каждый камень на Вацлавской площади помнит Пражскую весну 1968 года и ее последствия для Чехии. Советские танки шли против людских масс, большинство из которых – молодые студенты. Пражане, выступая против военных махин, всеми силами пытались сохранить человеческое лицо и показать ценность жизни каждого человека. Женщины выстраивались с колясками и младенцами на руках перед танками. Мужчины рвали на груди рубашки, показывая, что они безоружны. Девушки в провокационно коротких юбках украшали танки гирляндами и венками из цветов. Юноши целовали своих возлюбленных прямо под дулом танков.

 

Памятник бархатной революции

 

Вообще, надо сказать, что чешское студенческое движение всегда активно участвовало в жизни страны и открыто выражало свой протест. Так, 17 ноября 1939 года пражские студенты массово выступили против оккупации Чехословакии фашистскими войсками. Пражскую весну организовали студенты. А 17 ноября только уже 1989 года опять-таки студенты организовали демонстрацию против коммунистического режима и за свободу и демократию. Эту демонстрацию в последствии окрестили «бархатной» революцией. Этому событию посвящена мемориальная доска – памятник Бархатной революции.

Такая Прага крепко врезается в память.

Прочитано 912 раз

Алина Бекирова

Люблю этот прекрасный мир и верю, что он отвечает мне взаимностью

Добавить комментарий

Защитный код Обновить