Путешествие на велосипеде
В гостях у SomePlace алматинский аутдор-блогер и велопутешественник Александр Габченко.
Пожалуйста, кратко расскажите о себе.
Увлечение велосипедными путешествиями началось у меня двенадцать лет назад
с приключенческих поездок по Алматинской области. В тот период в городе просто не возможно было купить никакого другого велосипеда, кроме горного.
«Ну, раз велосипед горный, значит, на нём надо ездить в горах», – подумал я и поехал по Заилийскому Алатау. Вскоре у меня появились единомышленники - A13 Expedition Team. Вместе мы путешествовали, писали отчеты на свой командный сайт, снимали видео. Весьма основательно изъездили алматинский регион. Заглядывали с велосипедами и в другие области Казахстана.
Со временем, навыки росли, и хотелось большего. Так мы перешли к автономным вело путешествиям. Это когда всё необходимое везёшь с собой на велосипеде. В 2006 году впервые, в автономной экспедиции на велосипедах, объехали вокруг Малого Аральского моря. Путешествие произвело фурор, о нём тогда много рассказывали в СМИ.
Доводилось ли путешествовать за рубежом?
За двенадцать лет довелось покататься в самых разнообразных странах и уголках планеты. В первую очередь меня привлекают горные системы, поэтому мы с друзьями пересекали и Центральный, и Северный, и Восточный Тань-Шань в Казахстане, Киргизии и Китае, горы Кравань и Слоновьи горы в Камбодже, Альпы в Австрии и Швейцарии, исландское нагорье и его арктическую пустыню.
Велосипеды везли с собой или брали на месте?
Во всех автономных экспедициях я использовал свой велосипед, подготовленный и снаряженный дома. Велосипед очень индивидуальный снаряд. К нему надо привыкнуть, это называется "прикатать", его надо настроить под себя, отрегулировать. Но возможен и второй вариант - купить или взять велосипед в аренду в стране пребывания. Так я тоже делал в велоприключениях с автомобилем сопровождения.
А как перевозить велосипед в самолете?
В этом нет особых трудностей. У многих авиакомпаний существует специальная услуга для перевозки велосипеда. Например, у KLM тариф 80 евро в любом направлении. Необходимо лишь упаковать велосипед. Можно в специальный чехол или кейс, промышленность выпускает множество вариантов. А можно в коробку из-под велосипеда, спросите такую в любом спортмагазине.
Есть ещё бюджетный вариант: разобрать велосипед на компоненты и упаковать в обычный чемодан. Если получится уложиться в стандартные 20 кг, перевозка будет бесплатной. Но тут требуются определенные навыки, инструмент.
Насколько сложно организовать вело путешествие заграницей?
Тактически организация велосипедного путешествия в любой точке мира одинакова. Необходимо изучить любые доступные материалы по региону, спланировать нитку маршрута, график движения, карту питания. Продумать точки ночевок, пункты пополнения запасов провианта и аварийные пути отступления. Пожалуй, и всё.
Другое дело, каждый новый географический регион может отличаться экосистемой, языком, традициями, укладом жизни. Всё это, конечно, необходимо учитывать. В противном случае, на маршруте возможны казусы и недоразумения.
Иными словами, особых сложностей я не вижу. Просто к планированию нужно подходить основательно. Тратить на это время и силы.
Лучше ли сначала присоединиться к опытным велопутешественникам или можно без опасений отправляться в поездку самостоятельно?
Это очень индивидуально. Кому-то по силам подготовиться самостоятельно, мне же удалось. Но многим удобнее и проще обратиться к более опытным, потому как в велосипедных путешествиях значительную роль играет вело составляющая.
Элементарно, надо быть готовым ехать по несколько часов к ряду, иногда с грузом. Под дождём или в гору. Иметь запчасти и уметь отремонтировать поломку. Сориентироваться на местности, не пропустить поворот, не провалиться в пропасть в сумерках, не заработать обезвоживания. Собственно, для решения этих проблем и существует Клуб велосипедных приключений.
Как появился Клуб велосипедных приключений?
Несмотря на все наши заморские вело странствия, местные маршруты, по-прежнему, доставляют мне удовольствие и приносят радость. Ведь Казахстан уникальная страна, так богатая природными красотами. И как-то с соратником Володей Степановым мы пришли к мысли поделиться этими эмоциями и впечатлениями с людьми. Однако семьи, дети, другие проекты и путешествия – каждый раз находилась новая причина отложить реализацию идеи на потом.
Но вот, в феврале 2015 кое-что изменилось. Я, наконец, расставил приоритеты и в марте мы анонсировали Клуб велосипедных приключений. Поехали по нашим любимым маршрутам, наезженным когда-то командой А13.
Какие цели, планы у Клуба?
Как правило, наши велоприключения предполагают педалирование по пересеченной местности и полевые ночевки. Такой формат иногда вызывает сомнения, вопросы, и, наверное, подходит не всем. Это не мейнстрим.
С другой стороны, мы организуем уникальные вело приключения. Такие, которые интересны не только вкручиванием педалей. Которые, раздвигают границы городских велосипедистов. Ведь в Алматы так популярен горный велосипед, но его использование по назначению такая редкость. Поэтому нам интересны велосипедисты, желающие узнать и увидеть больше, уехать дальше, преодолеть себя. Велосипедисты, нацеленные на познание и открытия.
Для облегчения быта в наших велоприключениях мы используем автомобиль сопровождения. Он перевозит бивачное снаряжение, полевую кухню, инструмент для техобслуживания велосипедов, иногда уставших и отстающих. Такой формат делает путешествия на велосипеде комфортными для участников любого уровня.
Время года имеет значение?
Для меня нет, я использую велосипед как транспорт круглый год, не зависимо от погодных условий. Пожалуй, только ливень предпочитаю переждать в помещении. А мелкий дождик или снег меня не смущает. Но вот в рамках Клуба велосипедных приключений мы пока еще не делали зимних заездов. Хотя активно над этим думаем, есть желание, есть идеи. Возможно, в ближайшем будущем повеселим велолюбителей искристым снегом. Думаю, пару десятков участников собрать удастся. Мне кажется, народ уже созрел.