Skip to main content

Билеты на самолет онлайн. Интервью с основателем сервиса Chocotravel

Основатель сервиса chocotravel.com, Николай Мазенцев, отвечает на вопросы нашей редакции, прогнозирует будущее онлайн туризма в Казахстане и дает ценные рекомендации путешественникам. 

Николай, Ваш проект chocotravel.com – один из первых сервисов онлайн бронирования на казахстанском рынке. Пока еще не все казахстанцы обладают достаточными знаниями и, в некоторых случаях, смелостью приобретать авиабилеты посредством Интернет. По Вашим прогнозам, когда же культура онлайн бронирования билетов утвердится в Казахстане?

Есть такая статистика: если человек пользуется активно Интернетом три года, то спустя это время он начинает совершать покупки онлайн. Глядя на статистику chocolife.me (chocolife.me и chocotravel.com входят в холдинг электронной коммерции Choco Family - прим. автора), мы видим, что люди совершают покупки в Интернете. Единственное, в сферу туризма это пока активно не перешло. Нет сомнений в том, что будущее за онлайн, но это будет года через три. А пока выездной туризм в Казахстане выглядит классическим образом - туристические агентства, которые находятся на первых этажах домов.

 

Если классическая схема отлажено работает долгие годы и вызывает у казахстанцев доверие, что же подвигнет людей перейти к онлайн покупкам?

Это удобно: не нужно никуда выходить, тратить время на сборы, дорогу, не надо сидеть в очереди и платить комиссию за то, что человек тебе поможет забронировать билет, тогда, как ты сам можешь это сделать, проснувшись, сев за компьютер и быстро оформив себе билет. Это быстрей и гораздо выгодней. Неспроста весь мир идет именно в сторону онлайн. К тому же, люди могут не переживать, что на сайтах бронирования нет специальных тарифов авиакомпаний. Авиакомпании загружают спецтарифы в глобальные дистрибутивные системы, откуда их выписывают онлайн сервисы.

 

Каков объем рынка онлайн туризма на Западе?

В развитых странах около 60-70% всех туристических покупок совершается онлайн.

 

А как на данный момент выглядит казахстанский рынок онлайн бронирований? 

В Казахстане рынок онлайн бронирования стал развиваться недавно, стали появляться игроки. Но сейчас онлайн туризм занимает 5-7% всех туристических покупок, а 90-95% бронируется оффлайн. Сервисов онлайн бронирования уже достаточно много, но их технический уровень остается очень слабым.

 

Тот малый процент казахстанцев, покупающих авиабилеты онлайн, наверняка предпочитают российские сервисы, такие, как onetwotrip.com, anywayanyday.com?

Нет. Глядя на статистику посещаемости российских сайтов из Казахстана, можно видеть, что казахстанцы не много покупают на российских сайтах. В основном, они покупают у нас, у flight.kz, на сайте Эйр Астаны. По статистике, покупки на российских сайтах в 2-3 раза ниже, чем на наших.

 

 

Николай, объясните, пожалуйста, для наших читателей, как происходит онлайн продажа билетов и почему же это выгодно и совсем не страшно?

Буду сравнивать с оффлайн покупкой. Приходит человек в турагентсво, садится напротив менеджера и просит билет по маршруту Алматы - Астана. Менеджер начинает вбивать в терминале данные: Алматы - Астана, 15 июля… Проводя аналогию с сайтом онлайн бронирования, можно понять, что, зайдя на сайт, человек может сделать то же самое самостоятельно. Система начинает поиск и выдает варианты маршрутов. Бронируя самостоятельно, человек видит все предложения всех авиакомпаний по заданному маршруту. Агент же, видя варианты перелетов и зная, за какой перелет авиакомпания даст больше денег агентству, может не предложить клиенту самый дешевый вариант, а предложить, тот который выгоден агентству. После выбора рейса пользователь вводит паспортные данные, и билет у него на почте. В агентстве происходит то же самое: агент просит паспорт клиента, заполняет его данные, но за это часто берет деньги. После покупки каждый клиент получает подтверждающее sms.

 

А поддерживают ли авиакомпании сервисы онлайн бронирования?

Слышал, что авиакомпании любят  онлайн сервисы, потому, что в них допускается меньше ошибок. При бронировании с помощью турагента, существует человеческий фактов, когда агент ошибается при вводе имени или паспортных данных. А когда человек бронирует сам, исключается дополнительная прослойка, которая может ошибиться.

 

Тем не менее, многие компании отказываются давать комиссию агентствам.

Есть такой тренд. Это связано с тем, что авиакомпании хотят, чтобы покупали именно у них на сайте. Но, так как рынок Казахстана пока слабо готов перейти к онлайн, авиакомпании пока делятся комиссией. Мы не берем деньги с клиента, а берем деньги с авиакомпаний за продажу билетов. Некоторые билеты на нашем сайте стоят даже дешевле, чем у авиакомпании. Для этого мы берем не всю комиссию, а только половину.

 

Выходит, в перспективе, когда авиакомпании перестанут платить сервисам бронирования, покупать на них будет дороже, чем на сайте авиакомпании?

Если все авиакомпании откажутся от комиссии, что будет через лет 5-7, то за добавление небольшой стоимости онлайн компании будут оказывать классный сервис. Человек может на одном сайте найти все билеты, ему не нужно изучать сайт каждый авиакомпании в отдельности. Наценка будет небольшой и, по сути, будет являться платой за сервис. Во-вторых, создавать сайт для продажи только авиабилетов - это одноногий стул. Необходимо давать дополнительные услуги, это могут быть отели, аренда авто, услуги страховок.

 

Как думаете, людей, которые уже попробовали покупать онлайн и убедились в безопасности системы, спугнет кризис, случившийся с российским сервисом бронирования Eviterra?

Да. На самом деле ситуация была такая: Eviterra начали выписывать билеты через консолидатора - IATA агентство, не оплатили консалидатору часть стоимости, консолидатор стал возвращать билеты, поднялась большая шумиха в СМИ. Шумиха, несопоставимая с тем, что там на самом деле случилось. Да, были проблемы, были люди, которые реально не улетели по купленным билетам, но их было не так много, как это описали в средствах массовой информации. Эта ситуация может случиться с кем угодно. Агентств очень много, большинство работает с консолидаторами. Но не стоит сильно переживать по этому поводу, все пассажиры застрахованы международными нормами IATA,  и ситуации в с Eviterra всем пассажирам или восстановят билеты или возместят полную стоимость перелета.

 

Сервис chocotravel.com готов полностью, или у вас есть еще какие-то перспективные направления?

Есть еще много нереализованных классных вещей. Например, сейчас мы делаем молодежный тариф. Насколько я знаю, молодежного тарифа нет вообще ни у кого, кто продает онлайн, даже на сайтах авиакомпаний. Связано это с тем, что у молодежных тарифов очень много ограничений. Каждый тариф по каждому направлению у каждой авиакомпании индивидуален, и нельзя все загнать под единый шаблон. Поэтому, большинство агентств, во избежание ошибок, не продают молодежные тарифы. Но мы сейчас создаем технологию, которая позволит продавать авиабилеты по молодежным тарифам онлайн. Думаю, это будет огромный плюс. Сейчас мы тестируем систему. На некоторые рейсы разница между молодежным и обычным взрослым тарифом может достигать 300 долларов, например, на рейс Москва - Нью-Йорк. Скоро планируем внедрить групповые тарифы. Нам приходят запросы на групповые тарифы, 10-12 человек со скидкой. Вначале это будет не онлайн, при вводе данных система сразу не будет считает стоимость тарифа, так как групповые тарифы также индивидуальны у каждой авиакомпании. Но у нас на сайте можно будет сделать запрос, получить ответ о том, возможен ли групповой тариф, и оплатить онлайн, никуда не выезжая.

 

Николай, дайте три совета тем, кто впервые решил попробовать купить билет онлайн.

Первая рекомендация – не бояться покупать онлайн. Самое важное при  покупке - не ошибиться с вводом данных: имя, откуда и куда ты летишь, так как часто дешевые билеты невозвратные, либо с высокими штрафами за возврат и изменение имени и фамилии. Номер паспорта, дату рождения при ошибке можно поправить, а имя и фамилию – это критично по международным правилам регулирования авиаперевозок. Вторая рекомендация – нужно сравнивать. Чем хорош онлайн? Тем, что можно всегда сравнить. Можно зайти на 5-10 ресурсов и за 20 минут узнать, где дешевле. Мы не боимся того что нас будут сравнивать, потому что наша глобальная задача не продавать дорогие билеты, а дать пользователю именно то что ему нужно. Третий совет – путешествовать. Больше времени тратить на отдых и поездки. Это положительно влияет на жизнь любого человека. 

6557 прочтений

Больше статей

Италия глазами казахстанки

Мы встретились с юной путешественницей Еленой Ким и задали ей несколько незамысловатых вопросов...