Маршрут по Праге от провокатора Давида Черни
Как невозможно представить Барселону без работ Гауди, так и Прагу – без скандальных и провокационных скульптур Давида Черни.
Широкую известность Давид получил еще в 90-х, перекрасив в розовый цвет советский танк ИС-2, установленного на площади Кинских в память об освобождении Праги Красной армией в 1945 году. Мало того на крыше башни танка был установлен палец в виде фаллического знака.
Для многих танк к тому времени уже не воспринимался как символ освобождения фашизма, а напоминал о «советской оккупации». Но несмотря на это, акция вызвала бурю возмущения, последовал официальный протест со стороны России, а сам Давид был арестован за хулиганство. Танку вернули первоначальный вид.
Однако маховик был уже запущен: спустя несколько дней танк снова перекрасили в розовый цвет. На этот раз чешские депутаты, решившие таким образом поддержать художника и сказать слово в этой ситуации.
История с танком сделала Давида широко популярным, но он на этом не остановился. Сегодня по всей Праге можно натолкнуться на его провокационные, обескураживающие творения.
- «Подвешенный человек». Адрес: Betlémské náměstí 350/7, Praha 1.
Когда эта скульптура впервые появилась на пражской улице, в местной полиции получили сотни звонков от перепуганных прохожих. Ведь со стороны никто и не мог подумать, что висящий человек ненастоящий. К слову, черты лица этой работы многим напоминают Ленина, хотя сам Черни трактует ее как «Зигмунд Фрейд, висящий над неизведанностью «Бессознательного» человека.
- «Конь». Адрес: Palác Lucerna, Štěpánská 61, Praha 1
«Конь» – пародия на конную статую Святого Вацлава. Князь также величественно восседает в качестве наездника как в оригинальном памятнике, за исключением следующего: конь-то перевернут, подвешен, а изо рта у него свисает язык.
Изначально Черни планировал установить «Коня» в главном здании чешской почты, но руководство категорически отказалось от этой идеи. Сегодня скульптура находится в торговом доме «Люцерна» и радует его посетителей.
Интересный факт: у коня периодически «воруют» язык. А новый бывает отличается цветом.
- «Младенцы». Адрес: U Sovových mlýnů 2, 118 00 Praha 1-Malá Strana
Эта работа – своеобразный протест Давида против абортов. Бронзовые черные младенцы удивляют своими размерами: весят более 100 килограмм, в длину 3,5 метра, а в высоту 2,5 метра. Но поражают они тем, что вместо лиц у них – штрих-коды. Младенцы находятся на территории музея современного искусства на острове Кампа.
- «Памятник подхалимству». Адрес: Holečkova 49, Praha 5.
Одна из самых неоднозначных скульптур Давида Черни нашла свое пристанище во внутреннем дворе галереи Futura. Попасть туда можно со среды по воскресенье, с 11 утра до 6 вечера.
Памятник представляет собой две нагие человеческие фигуры, наклоненные под прямым углом. Зрителю они видны только своей нижней частью.
Отсутствие голов у статуй «мягко намекает» на глупость и умственную недалекость подхалимов и тех, кто поддается воздействию их лести. Если заглянуть в «то самое место» - взору откроется острая политическая сатира.
Внутри видеопроекция беседы экс-президента Вацлава Клауса с Миланом Книжаком, художником, скульптором, музыкантом и диссидентом. Сюжет видео прост и одновременно едок: Милан Книжек с особым усердием и старанием кормит Вацлава Клауса кашей, стекающей по подбородку бывшего президента Чехии и капающей на стол, и все это под знаменитый трек Queen «We are the Champions».
- «Эмбрион». Адрес: Anenské náměstí 209/5.
Скульптура находится на фасаде здания, в котором расположен театр "Na Zabradli", и является одной из частей сливной трубы.
Человеческий зародыш изготовлен из пластика, металла и эпоксидной смолы, и подсвечивается в вечернее время розоватым оттенком. Представьте, как удивляются туристы, когда обнаруживают эту улочку, подсвеченную ночью «эмбрионом».
Работа символизирует «зарождение творческой жизни», и это просто идеально подходит для этого места.
- «Голова Франца Кафки». Адрес: Spálená 2121/22, Praha 1.
Голова сделана из сорока двух вращающихся в разные стороны дисков. И только тогда, когда они находятся в определенной позиции, можно увидеть голову Франца Кафки и то всего на несколько секунд. Затем все снова приходит в движение, и портрет писателя трансформируется в нечто невообразимое. И так по кругу: по заданному алгоритму, в неторопливом ритме.
Еще более эффектным сей действо смотрится в вечернее время: когда на площади включается цветовая иллюминация, и зеркально отполированные диски головы начинают играть различными красками.
Давид Черни хотел передать в этой работе неуловимую суть писателя, его постоянное движение и изменчивость.
- «Писающие мужчины». Адрес: Cihelná 2, Praha 1 (двор музея Кафки)
Инсталляция представляет собой двух, стоящих друг напротив друга, писающих мужчин. Средняя часть их туловища двигается, за счет этого мужчины «вырисовывают» струей различные фигуры или надписи.
Но вся острота скульптуры-фонтана в том, что у ног этих мужчин современная карта Чехии. Кому хотел бросил вызов этим жестом автор – неизвестно, но «Писающие мужчины» собирают вокруг себя толпы туристов.
Постскриптум. Главной иллюстрацией к этому материалу мы выбрали скульптуру «Фак», установленную напротив Пражского Града, на реке Влтава. Таким образом Давид высказал свое отношение к чешской политике и досрочным парламентским выборам в 2013 году, объявленных президентом страны Милошем Земаном. Скульптор не стал комментировать свое творение, ведь «жест итак говорит все за себя и самое главное то, куда он направлен». А ведь резиденция президента Чехии как раз находится в Пражском Граде.