Skip to main content

Путевые заметки: Албания. Черногория

Я прокручиваю в телефоне Google Planet: голубой шар делает несколько оборотов и мой палец останавливается на европейской части нашей планеты.  Мне хотелось в Европу без шенген визы: море, красивые места, горы, леса, не дорого, пляжи с песочком, и какие-нибудь исторические объекты средневековья, а не бетонные стеклянные высотки. 

Часть 1. Албания

Почему Албания? Почему не Италия, или Франция, например. Да потому, что мне не надо делать визу, — это то, что я с удовольствием узнала в первую очередь. Это Европа, здесь есть целых два (!) моря, горы, леса, постройки римской империи, и совсем рядом Черногория со своей знаменитой Будванской Ривьерой, куда я тоже могу попасть без визы. Я смотрю на google map, и решаю назвать его «маршрутизатор», от слова «маршрут» и еще мне нравится название «мой личный персональный ассистент». Я смотрю, где проходит граница между этими двумя странами, потом ищу цены на предлагаемые экскурсии, изучаю расстояние между городами. Практически сразу приходит мысль, что такое расстояние очень удобно проехать на машине. Вся Черногория от края до края примерно 200 километров. Вся Албания чуть больше 350 километров. Смотрю на дороги Албании – почти без особенностей, ну не совсем конечно же. Но конфигурация дорог Черногории меня, отчасти, пугает. Я читаю отзывы про эти две страны, смотрю ютуб, материала не так много, как хотелось бы. Принимаю решение  ехать. 
 

albania visafree

@Oscar M

Таксист, получив 35 евро, уезжает и я начинаю осматривать машину, причем делаю это с уверенным видом, как будто всю жизнь только этим и занимаюсь. А вообще-то, на минуточку, я впервые это делаю. Я ни разу не брала авто в аренду у себя в городе, не то, что где-то там на Балканах. С видом большого знатока, командую: “Откройте капот, покажите мне уровень масла. Что у вас тут? Мотор промывали что ли? Почему двигатель такой чистый? Запаска есть?” Ну и дальше в таком же духе. Принцип: Лучшая защита — это нападение. Хотя, здесь не про защиту, а про то, как унять дрожь в коленках. Ну а что?! Шороху то надо навести. 
А теперь по порядку. 

Прилетели мы в Тирану, Албания прямиком из Эмиратов. В этих краях мы впервые. Жара, мухи, снующие продавцы, миллион пассажиров с чемоданами и случайных людей. У меня электронная сим карта, которую я купила еще дома, до поездки. Ищу подключение и, мне кажется, что е-sim не работает. “Зря купила”, - проносится в голове. Мы бежим искать хоть какой-нибудь офис, где продают физические симки, которые надо вставлять в телефон. Благо, что аэропорт Тирана маленький и офис быстро находится. Скучающий парень за стойкой крутит мой телефон и утвердительно сообщает по-албански, что все работает! Я от радости не могу вспомнить слова благодарности и тараторю: Рахмет, Граци, сорри, Сенкью, Добре, Здраве будем! Воодушевленная, связываюсь по вацапу с арендодателем авто, а это русскоговорящий мужчина, и он сообщает, что ждет меня аж за 30 километров от аэропорта в г.Дуррес. Тут же к нам подошел таксист, и через 5 минут мы уже уезжаем из аэропорта до города Дуррес, за 30 евро. По дороге я разглядываю проезжающие мимо машины. Таксист что-то рассказывает мне на албано-английской смеси, а я убедительно покачиваю головой в знак согласия, а сама внимательно смотрю маршрут на google maps. 
Подъезжаем к месту. Картина Репина: “Я, дети, таксист (который вдруг потребовал доплату 5 евро, якобы что этот дом дальше, чем он предполагал), и хозяин авто со своим товарищем”. 

Часть 2. Земляки

Договор подписан.  Я вытаскиваю 250 евро за 6 дней и оставляю залог в долларах. Машина на газе, и я понятия не имею, как она заправляется.  Хозяин авто спросил: водила ли я ранее авто за рубежом? 
Я отвечаю: Нет. 
Брала ли в аренду? 
Нет. 
Ездила на газе? 
Нет. 
Его зрачки расширяются, в воздухе повисло удивление, и нешуточное беспокойство. Я чувствую, что начинаю принимать на себя это состояние. Чтоб хоть как-то отвлечься, или не входить в страх, я продолжаю делать видео кузова машины, и спрашиваю: 
- Вы откуда будете, если не секрет? 
- Из Москвы. А вы? 
- Я с Астаны, Казахстан. 
- А давно вы там в Астане? 
- С рождения. А почему вы спрашиваете? 
- А я там жил в детстве. 

Вот этот да! Вот так случайно, на Балканах за 4000 километров от дома, я встретила земляка, который жил больше 45 лет назад в центре Целинограда, и еще в детстве переехал в Москву. Теперь уже мои глаза расширяются от удивления и от “не может быть!” Он поинтересовался насчет своей школы, которая стоит до сих пор в том же виде, как и 40 лет назад и своей улицы, которая, как ни странно, не изменилась в названии. Я, кстати, пообещала ему сфотографировать эту улицу и школу. Это старая часть города, улица Октябрьская, Джангильдина, и проспект Целинников. 

Отмечу, что этот невесть откуда взявшийся и вроде как бы бонус, на меня никак не повлиял, но оставил теплые воспоминания о моменте. 


Авто припарковано в очень тесном дворе двухэтажного дома с открытой террасой и опавшей листвой, и весь заставлен машинами. Мне бы сдать назад, но я двигаюсь вперед прямо в тупик. Вижу в зеркале тревожный взгляд хозяина авто. Мне удается кое-как протиснуться и развернуться и, наконец, я выезжаю на дорогу. Мы направляемся в город Лежа, Албания, ехать нам примерно 70 км. Темнеет… 

Часть 3. Направляюсь на север. 

Мою малышку Дайхатцу Сирион - я нашла на телеграмм канале в чате про Албанию. Я взяла ее не в прокатном дворе, а у частного лица. Вот просто написала в чат: где машину брать в аренду? И почти сразу же пришел отклик. Мой внутренний голос и моя интуиция подсказали мне, что надо брать. Я отбросила все сомнения из головы. Ощущения меня не обманули. … Еду потихоньку, настроила маршрут на телефоне, и на ходу стараюсь понять характер моей малышки. Про заправку газом я прослушала, и про то, как смотреть сколько у меня топлива, тоже. Вернее, во время объяснения, я подумала о чем-то другом, и запомнила только, что надо залить бензин около 2 литров. С последним оказалось проще всего. 


Я еще не купила леки, то есть местную валюту, и рассчиталась в евро за бензин. Затем мне надо было купить детям что-нибудь попить. На трассе есть придорожные постройки, что-то вроде мини - магазина с витринным холодильником. Взяла там пару соков, воды и протянула купюру 20 евро, но продавец мотает головой, - не принимает, с купюрой 10 долларов то же самое. «Леки», -говорит, давай. Возможно, у него просто не было сдачи. Я предлагаю банковскую карточку, - мотает головой, нет терминала. Я смотрю на него, а он на меня.

«Ну что ж, забирай товар», - говорю, «брать не буду», раз так. Объясняюсь жестами, подталкиваю все соки в сторону продавца. Тут вижу, что в глубине этого магазинчика ходит покупатель. Он стал случайным свидетелем этой немой сцены, и, уяснив ситуацию, жестами объясняет мне, мол, забирай свои соки, я оплачу. Продавец тычет пальцем на мой товар, переспрашивает этого мужчину, я хлопаю глазами, и тоже вся во внимании. 

«Людк, а Людк, что делается-то?» Хм, не пойму вас, сударь!? 


Получив повторный утвердительный ответ, этот Продавец опять отодвигает мои соки ко мне. Я решаю принять этот неожиданный сюрприз и поворачиваюсь к «благотворителю», с намерением хотя бы пожать руку в знак благодарности. «В кои то веки, мне вот так повезло», думаю я. Но человек отказывается протянуть мне свою ладонь в ответ. Как я поняла, он не делает такой жест по причине того, что я женщина, и что-то связанное с религией. Возможно, я не так поняла, но в результате чего, я выхожу из магазинчика, а мои соки у меня на руках и дети ждут меня в авто. Я прощаюсь с этими людьми, почти бегу к машине и уезжаю. Удивительное дело - Скажете вы! Это хороший знак - скажу я. 

Часть 4. Город Лежа

Мы проехали 70 километров по маршруту Дуррес - Лежа.  Здесь у нас бронь на одну ночь в номере отеля. Так получилось, что отель стоит на въезде в город, и в этом здании есть ресторан, магазин, мини СТО, отель и рядом АЗС. Немного поколебавшись, я решительно заезжаю во двор на парковку. За стойкой уютного гостиничного холла с красивым мягким уголком сидит скучающий в сотке парень. Я показываю бронь на букинге, объясняю на английском, мол, давайте мне номер. Он покачивает головой, и долго смотрит в свой компьютер, очевидно что-то обдумывает. 

«Какие-то проблемы?» —спрашиваю я. 

Эта фраза подтолкнула парня принять решение. И он, взвесив все за и против, объясняет, что у них нет номера для одного взрослого и двоих детей. Но в связи с тем, что мы здесь перед ним, он предоставляет нам два номера через стенку. Ура! Доплата не нужна! Потому что это их ошибка! На Booking я указала состав нашей и группы, и возраст детей. Не знаю, рад он был или нет, но наличные 70 евро он принял и сдачу 1,5 евро не дал. Ну а я и не спросила. 

Montenegro trip


Номерной фонд в отеле вполне приличный, ремонт свежий. Мы поднимаемся на лифте и идем по длинному гостиничному коридору. Чисто, приятно и свежо. Небольшие косяки по части ремонта и расположения сантехники: впихнули унитаз и биде без учета пространства для ног. Ну это так, глазами человека, который в этом немного разбирается. Кровать и мебель почти новые. 
Я выхожу на разведку для осмотра местности. Наш Hotel Bliss это Единственное двухэтажное здание на местности. До пляжа 1,5 километра. В магазинчике есть обменник, небольшой выбор продуктов и ресторан. Отмечу, что в Албании давно отказались от ГМО, и еда там очень даже вкусная! Вот так прошел первый день. Завтра выезжаем в соседнюю Черногорию, город Ульцин, у нас 146 километров. 

Часть 5. Албанские дороги

Дороги Албании на трассе вполне приличные. Мы едем по равнине. В основном это двухполосные дороги, которые проходят через тенистые оливковые рощи, частные дома и разные хозяйственные постройки. Я смотрю на панель авто и вижу, как уменьшилось количество зеленых огоньков, из 5 горит 3. Автозаправочных станций достаточно, но мне попадаются те, которые без газа. Наконец, находится малюсенькая заправочная станция, и я, опять же делаю вид, что заправляюсь газом миллионный раз, подаю дедуле специальную железную штуковину, и показываю жестами - «много». Он, как это ни странно, понимает, о чем это я тут машу руками, как ветряная мельница, имея в виду полный бак. Авто заправляется, я вижу это впервые. Зрелище еще то, особенно когда пистолет выскакивает с маленьким, но эффектным пшиком под давлением газа. У меня есть леки, и мои зеленые огоньки горят все. Ура! Едем дальше. 


Кольцевые развязки тут есть в любом количестве и любой конфигурации. Мы уже подъезжаем к приграничному Шкодеру и мой телефонный маршрутизатор говорит мне: «Третий выезд». Я, естественно, пока еще не понимаю, как тут разобраться насчет выездов с кольца, еду по наитию и съезжаю не на свою дорогу. Стрелка на телефоне резко меняет направление, ближайший разворот на расстоянии 2х километров. М-да! Только после этого до моего «Жирафа» доходит насчет того, что говорит мне мой маршрутизатор, то бишь телефонный ассистент. В буквальном смысле, выезд — это выход из круга! Ну ты даешь, блин! Еще одно кольцо впереди, и я уже считаю выезды сначала теоретически по схеме на телефоне, а потом уже оцениваю на местности! Теперь я начала понимать это на практике! До «Жирафа» дошло, до меня тоже. Еще 45 км, и мы приехали на границу с Черногорией. Пограничный пункт — это небольшое строение цвета фиалок, к тому же напоминает проходную на завод ЦелинСельМаш. Я стою в ряду машин, мое сердце бешено стучит. Я мысленно оцениваю все возможные варианты, которые могут произойти. Я конечно же читала информацию о безвизовом режиме в Черногорию на летний период, но все-таки здесь на наземной границе могут быть свои протоколы и различные нюансы. К тому же я прибыла к ним с соседней, хоть и безвизовой страны плюс к этому я на арендованной машине. В итоге, делаю вывод что самое плохое, что может произойти, это то, что нас экстрадируют домой в Астану. Это меня успокаивает. Подходит моя очередь, и, не выходя из авто, я здороваюсь и вытягиваю шею: вся во внимании. 
Комиссар немного удивлен, увидев меня: Вы откуда? - спрашивает. 
Я: Из Казахстана. Знаете такую страну? 
Он: Нет. Не знаю. 
Я: А Советский Союз знаете?  
Он: Знаю. 
Я подаю три зеленых паспорта. Также показываю документы на авто. Комиссар пограничник что-то говорит мне и показывает на бумаги. Градус моего беспокойства повышается, я замираю и где-то проплывает картинка, что нас троих ведут с наручниками под конвоем, как нарушителей перехода границы. Комиссар уточняет свое требование, я переспрашиваю, и понимаю, что все-таки один «нюанс» находится и мне надо оплатить сбор в размере 15-20 евро. Я не совсем понимаю, что это за платеж, но сумма меня устраивает. Мне показывают, что надо выйти из авто и пройти в другое здание. Я не знаю куда мне припарковаться, и ставлюсь прямо на встречной полосе, бегу к кассе, мне вручают какие-то бумаги и талоны, я вприпрыжку бегу обратно к авто, чтобы побыстрее “смыться” с этого места. Мы в Черногории! 

Часть 6. Черногория

Montenegro from Kazakhstan

Дороги Черногории извилистые, дорожное покрытие лучше, чем в Албании.  Мы приехали в Ульцин. Сейчас наша задача – найти здесь свое забронированное жилье. Маршрутизатор показывает улицу, но нашего жилья нет. Я ставлю авто в первый попавшийся дом и иду табличку с названием наших апартаментов и людей на пустынной улице. Частные дома здесь разной этажности, с маленькими приусадебными участками и ухоженными газонами. Я показываю девушке за стойкой кафе свой адрес, она не понимает, что я от нее хочу и зовет кого-то на помощь. Прибегает мужчина, я ему объясняю, что вот, мол, так и так, наше жилье и вот телефон хозяев, он переговаривает с ними и машет мне: Поехали. Я: поехали! Он отходит куда-то в сторону, я жду, что он сядет в машину, но он появляется на мопеде и машет мне рукой: Едь за мной! Мы проехали две такие же маленькие улицы и подъехали к дому, где у нас бронь. Вряд ли я нашла бы этот дом без его помощи. Я, как и тогда, благодарю и сейчас этого человека, за проявленное великодушие ко мне. Он так быстро уехал и даже не спросил с меня денег. 

Наше временное жилье было на первом этаже двухэтажного особняка. Нас встретила радушная хозяйка, примерно моего возраста. Мы поставили авто в тенек под навесом дома. Она говорит на сербском, но считает себя черногоркой. Сербия и Черногория были вместе, но в 2006 году Черногорцы получили независимость. Мы заселяемся в наш дом. Сын хозяйки берет наши паспорта и едет в миграционный туристический пункт для регистрации, по одному евро за день на человека. Мы решили остановится в Ульцин из-за его расположения. Если смотреть по карте, то это самая южная точка этой страны. Все интересующие нас города находятся вдоль Адриатического моря. Завтра Котор – 86 километров.

Часть 7. Адриатика

Я не понимаю, почему авто не набирает скорость выше 40. И только когда я мимолетно бросаю взгляд на море, я понимаю, что мы едем наверх. У меня на пути огромная пробка. Я выключаю двигатель. Мы сейчас очень высоко на горной двухполосной змеевидной дороге. Мы стоим уже полчаса, а я наслаждаюсь шикарной панорамой Черногорского побережья Адриатики! Аж дух захватывает! 
Наконец, колонна начинает движение. Едем вдоль опасного участка, защищенного специальной сеткой. Многие участки на поворотах “змеевки” не просматриваются. Мы проезжаем через неосвещенные горные тоннели, я теряюсь в темноте после яркого солнца. Ну не привыкшая я в тоннелях ездить! 

Budva


Проехав уже более 100 км, я чувствую постепенное привыкание к машине и к особенностям ландшафта. Множество серпантинов и постоянные не просматриваемые повороты. Сама себе говорю, что “Нужно иметь большой опыт вождения на такой местности”. Впереди на встречке вижу приближающийся автобус, я сбрасываю скорость, потому что чувствую себя сейчас пушинкой. Повезло, что не на повороте встретились. 


Несмотря на все это, виды здесь потрясающе красивые! Я не отрываю глаз от дороги и только мельком бросаю взгляд на роскошную панораму Адриатического моря. Сейчас утро и нам нужно обязательно успеть вернуться в Ульцин до наступления темноты. Ночью здесь ездить я не стану. 

Впереди город Котор. Неожиданно мы заезжаем в длинный тоннель. Здесь слабое освещение, что-то сильно и постоянно гудит, очень плохая вентиляция, мы едем здесь примерно полчаса. Я стараюсь не показывать свой страх детям. Когда я вижу просвет, я шумно вздыхаю от облегчения. 


Котор - наша главная цель путешествия. Это очень крошечный город, сюда приезжают толпы шумных туристов из разных стран. Которский залив называют самой южной бухтой Европы. В отличие от Норвежских фьордов , Которский залив, или как его называют еще «фьорд» имеет тектоническое происхождение. Я ищу парковочное место, мой «ассистент» показывает мне проезд, но я не могу его понять, ищу нужный поворот и еду по второму кругу. Наконец, мой «жираф» понял, что я должна сделать и тут же нашелся вход.  Мы с трудом находим одно место на территории платной парковки. Рядом с нами стоит BMW с включенным мотором, там парень удобно расположил свои ноги прямо на руле. Я подумала, что он кого-то ждет. 
Мы идем по тротуару, видим причал и большой 5-6 этажный круизный лайнер. Уже без маршрутизатора я вижу огромную средневековую крепость.  

Kotor Montenegro


Проходим старинные ворота и заходим в Старый город. Здесь внутри города много крошечных улиц, площадей, уличных кафе и посетителей. Очень сильное ощущение, что ты попал в средние века. Узкие метровые проходы между домами. Это настоящая средневековая крепость! Потрясающие виды на залив с большой высоты. Мы медленно проходим сквозь узкие каменные лестницы и поднимаемся на самую верхнюю точку крепости. Старый Котор - ты великолепен! Ни капли не пожалела о том, что приехала сюда.

Часть 8. Будванская Ривьера

Мы сильно задержались в Которе. Много непредвиденных ситуаций. Я сейчас в растерянности стою на АЗС, где нет газа. Представьте женщину с двумя детьми, которая ищет газ. Мой верный маршрутизатор показывает мне все АЗС без самого главного. Мне срочно надо заправиться и уезжать. Я как спринтер, пробегаю дистанцию по всему близлежащему периметру вдоль и поперек улицы. Работник АЗС чуть ли не бежит за мной с требованием убрать авто с его территории. Я отмахиваюсь от него и спрашиваю у всех прохожих подряд. Кто-то отшатнулся. Кто-то покрутил у виска. Один сказал, что надо опять проехать через этот длинный ужасный тоннель, другой -что здесь нет такого. Но все же нашелся мужчина, который подсказал, что совсем рядом, метров 700 отсюда, точно есть газовая колонка. Везде толпа людей на тротуарах и также на дорогах. Я завожу авто, мысленно разделяю радость этого злющего заправщика и осторожно влезаю в поток машин. Меня пропускают, и я мчусь на эту АЗС. Упс! Квест еще тот. Все получилось. 
Не так страшен черт, как его малюют. 

Второй раз проехать по этому длинному тоннелю уже не страшно. Нас ждет Будва, которая находится на расстоянии 23 километра. Вроде бы совсем близко, но время уже послеобеденное. Я немного нервничаю. У меня максимум 3-4 часа до захода солнца. “Торопиться не стоит”, - говорю я себе и снижаю скорость. Серпантины все-таки, трасса, змеевики, опасные повороты и прочее. Если солнце будет садиться - то останемся на ночевку где-нибудь в Будве - успокаиваю я себя. По серпантину ночью я не поеду. Успокоившись, я продолжаю свой “змеевично - серпантинный” путь дорогу. Наконец, Будва! Ура! Здесь народа еще больше чем в Которе. С трудом нашлась платная парковка. Мой маршрутизатор иногда заводит меня то на забор, то в стройку, то крутится как юла на месте. По трассе он у меня самый суперский ассистент. А по городу иногда филонит. Мы бросили машину и почти побежали в сторону пляжа. Цитадель и Будванская ривьера - то, что нам хочется посмотреть здесь. Мы проходим вдоль платных пляжей, здесь куча пляжных магазинов и киосков со всякой всячиной, полуодетых людей. Мы проходим вдоль порта, много разнокалиберных катеров, и одинокие рыбацкие лодки. Дети с удовольствием рассматривают моторные лодки и вот уже виднеется шпиль самой высокой башни Старого города. Я не смотрю на своего “ассистента”, так как все как на ладони. Вход в Старый город бесплатный. Уже не торопясь, мы рассматриваем каждую деталь внутри этого чудо-города и ищем дорогу к центру. Мы забрели на площадку со входом в 15 евро за троих и увидели эту панораму, которая есть везде в интернете на картинках. Я подозреваю, что девушка в национальном костюме стояла на входе чисто по своей собственной инициативе. Такой трюк с билетами я видела на выходе из Парижского Лувра. 

Мы смотрим вниз на оранжевые крыши старого града. Картина маслом! Будва в свое время пережила в 1979 году сильнейшее землетрясение и была заново отстроена за несколько лет. Этот музей под открытым небом вызывает восхищение у всех прибывающих сюда людей. Здесь такая приятная атмосфера вокруг этого старого града! Навсегда останется в памяти пляж, порт и старый град. Незабываемые впечатления и приятные воспоминания. По дороге назад, мы идем мимо строительства большого отеля. Я учу детей запоминать дорогу. Сын запоминает по схеме “налево, прямо, направо”. Дочь запоминает визуально, по названиям на табличках домов. Всю дорогу до авто мы делимся тем, у кого какой тип запоминания. Находим нашу парковку и едем домой. По дороге остановились около Святого Стефана. Из Будва до Ульцин есть места на трассе, где можно припарковать машину. Это маленькие островки, на которых можно взглянуть на панораму моря. Эта роскошная картина сопровождает каждого из нас здесь. Мы не будем спускаться вниз. Я смотрю на небо: солнце еще висит над горизонтом. Самое большое дело выполнено. До Ульцина 65 километров по серпантину. 

Часть 9. Черногорские зарисовки


Хозяйка нашего жилья поливает свой мини-огород из ручной лейки. Она говорит на сербском и немного по-английски. Свой двухэтажный дом они построили на этом участке совсем недавно. Еще не облагорожена территория маленького двора. Они живут вчетвером- эта женщина, ее муж и двое взрослых детей. Сын работает на СТО, дочь студентка. Семья самая обычная. Женщина много рассказывает про свой дом. Они вложили более 300 тысяч евро. Есть вода, свет и канализация. У них стоит три бойлера для горячей воды. На втором этаже живут сами хозяева. А на первом есть две двухкомнатные квартиры для отдыхающих. В доме нет радиаторов отопления. Зима здесь 0 градусов по Цельсию. Она считает, что это очень холодно. Когда я рассказываю про наши -35, она удивленно вскидывает брови и спрашивает: А вы наверное не выходите из дома? «Нет», —говорю. Мы ходим на улицу, а иногда даже бегаем. В этой округе все частные дома сдаются в аренду в сезонное время. Наверное, зимой здесь пустынно. Одна центральная улица по дороге на пляж полная туристов в летний период. Городок маленький. Развлечений, кроме моря и кафе, нет. Мы сегодня на пляже. Здесь в Ульцине береговая линия пляжа растянулась на многие многие километры. Мы не обойдем весь пляж. Ощущение, что я нахожусь где-то в Сочи в Советском Союзе. Я планирую пройти по окрестностям города с детьми, здесь есть постройки римской империи. Но они так заигрались на пляже и не хотят уходить. Сын сильно загорел. Дочь в гидрокостюме. Я жду в тенечке. Дети обратили внимание, что на пляже нет спасателей. Люди заплывают за буйки. А позже человек в футболке с надписью «Спасательная служба» все-таки появился, но работает он там только по продаже зонтиков и лежаков. А то и, верно, чего сидеть на пляже и смотреть за купающимися, как это делают на пляжах в ОАЭ, когда можно просто продавать лежаки! Я смотрю на загорелых прокатчиков водных аттракционов. Дети прокатились 10 минут на водном банане за 10 евро на одного. Народу много на пляже, но желающих прокатиться - мало. Прокатчики к часу дня решили пообедать здесь же на пляже. Принесли несколько коробок с пиццей. Их тут человек 10. Заработок сегодня у них небольшой, хотя это выходные. В будни я их здесь не видела. От нечего делать наблюдаю сколько людей к ним подошло за сегодня, и что-то мне подсказывает, что это убыточный бизнес. Мы делаем перерыв на обед. Здесь нам понравилась кафешка, там пицца пепперони. Купили напитки в супер-маркете. Предлагаю сходить посмотреть на средневековую постройку римской империи здесь в Ульцине, но дети отказались, хотят на море. Там замок у них, беспокоятся, как бы никто не сломал. Приходим, а замок наш стоит. Вот радости то было! Ближе к 6 вечера солнце идет на спад, и мы собираемся домой. По дороге видим самодельный уличный парк аттракционов. Детей мало. Мои дети решили прокатиться. Я выбираю сувенир в торговой лавке. Завтра мы с утра выезжаем в Албанию. Я уже не чувствую тревогу. Для меня это сейчас как в соседний город поехать. 146 км Ульцин - Шкодер - Дуррес. Звучит немного пугающе, но я для себя нашла простой практический метод: я делю это расстояние на части. Я сначала проеду 30 км - это все равно что до поселка Акмол доехать под Астаной, например. Туда маршрутный автобус ходит. Водитель автобуса такой путь делает несколько раз в день. Вот и я делю на части и проехав первую тридцатку, я мысленно провожу аналогию, что теперь мне обратно в город надо прокатиться. Ну а к “змеевику с серпантином” я привыкла, если так можно выразиться. Смело подъезжаем к границе, теперь уже Албанские пограничники нас встречают. Никаких вопросов. Никаких печатей. Посмотрели паспорта, отдали: Ю А велкам! Добро пожаловать, Албания!

Часть 10. Дуррес

Мы только выехали с Ульцин и обоих моих детей почти сразу начало тошнить. Вероятно, пицца не зашла. Сын и дочь оба сидят с пакетиками прямо в авто. Обоих стошнило прям в машине. 

Несколько раз пришлось искать место для полной остановки, чтобы дети передохнули хотя бы полчаса от тошноты и укачивания. Так и ехали ползком почти 3 часа все наши 140 километров до Дурреса. На отличный пляж Шенжень заезжать не стали. Детей срочно надо положить на кровати, чтоб отдохнули от рвоты и тошноты. Один раз на дороге увидели албанскую полицию. Я знала, что здесь местная патрульная служба ставит треногу со скоростемером в самых неожиданных местах и штрафует всех подряд. Мне они не встретились, но я и не нарушала скоростной режим. Видеокамер нигде нет. 

По всей трассе много знаков 50, меняющихся на 80 и обратно. 

Подъезжаем. Когда я брала авто, фактически в этот город я не заезжала, а почти сразу выехала на трассу. Дуррес — это курортный город с населением около 300 тыс., примерно 3-4 улицы главные улицы. 

О вождении в самом городе Дуррес было написано много отзывов, но когда ты ощущаешь это на себе - это совсем другое. Нужно быть предельно внимательным и уметь предсказывать поведение идущего рядом транспорта. 
Многие ездят так, как будто реально купили права. Это либо неграмотность либо эдакий пофигизм. Я пару раз увернулась от ДТП на кольце, и мне пришлось менять свой маршрут. 

В этом городе в центре ширина полос крайне маленькая. И у обочины, как у нас, особо не припаркуешься. Поиск места на улице — это целый квест.  Если б я здесь жила, то ездила бы по городу на мотоцикле, или электросамокате. 

Наше жилье в центральной части города на самой красивой улице.  Малоэтажные дома старинной постройки переносят меня в эпоху 19-20 века. Ощущение такое, что сейчас извозчик на двуколке привезет «Трех сестер» Антона Павловича Чехова. Эта улица как нарядная барышня в бархатном платье с кринолинами, перьями из страуса, и с кружевным зонтиком на балконах от палящего солнца. 
Я предупредила хозяина квартиры что приеду примерно в 11-12 часов. 

Мне приходится припарковать авто между двух трехэтажек и, как назло, именно оттуда выезжает машина. Мне некуда деваться, и я заезжаю прям на тротуар. Тут к нам подходит парень, сдающий квартиру, короткое приветствие. Он показывает на карте где у них тут  есть общественная бесплатная парковка. Он решает позаботиться о моей машине и идет искать там место. Я уже подозреваю, что с парковочным местом точно будет очень туго. Дети остались ждать меня на уличной лавочке. Подъезжаю к стоянке, а там меня ждет еще и параллельная парковка, - моя ты родная! Этот парень, оказывается, стоял и отгонял всех желающих, пока я не подъехала. Вот такой жест заботы. Мелочь, а приятно! 

Сантиметры с миллиметрами и мне удалось втиснуться на своей малышке между двух машин. 

Парень смотрит на время, и объясняет, что мы прибыли рано и нам надо подождать, там идет клининг. Мы приехали на три часа раньше оговоренного заселения на букинге. 

Это потому, что я решила выехать из Ульцина до наступления солнцепека. 

Клининг будет идти еще 15-20 минут. Очевидно, что этот парень почувствовал себя виноватым за наше ожидание и решил скоротать время в кафе рядом с домом, угостив нас кофе и водой. Я решила поскромничать и заказала себе простой латте, без всяких там печеньев и кренделей с плюшками, а дети попросили воды, так как только начали приходить в себя после тошноты. 
Наконец, открываются железные ворота, мы заходим в прохладный подъезд и поднимаемся по лестнице этого старинного дома. Нам всем нужен отдых. Мне от пережитого стресса, детям от тошноты. 
Что за квартира ждет нас?


Часть 11. Хлеба и зрелищ

Девушка собирает вещи в большую пляжную сумку, ее собака на длинном поводке с полузакрытыми лежит здесь же. Пляжные лежаки и зонтики заняты отдыхающими, а свободных мест не наблюдаю. Идти еще дальше, а пляжи здесь очень протяженные, не хочется. Единственное место, которое может освободиться — это то, где девушка с собачкой складывает свои вещи. Наконец, она уходит. Нашей реакции можно позавидовать. Прокатчиков лежаков я не наблюдаю, и мы быстро занимаем наше место. Я решаю, что если ко мне подойдут прокатчики, то я оплачу, но на песочек свои вещи кидать не хочется. Они, кстати, так и не подошли, наша экономия 15 евро. 

Здесь на городском пляже территория для лежаков малюпусенькая. Душ, туалет, мойка для ног и другие маломальские удобства отсутствуют. Может они и были где-нибудь подальше, но я не увидела. 
Спасателя на специальной вышке нет. 

Я подумываю, что надо ехать на пляжи для местных в Шеньжень, это примерно 78 километров отсюда на север, но дети не хотят ехать так далеко. Им и здесь нравится. Тот же мягкий песочек и ласковое море. Ну а я что?! Я - за! 

На береговой линии множество кафе, все столики заняты. Это самое популярное место в городе и сейчас в июле - здесь пик сезона. От международного аэропорта с таким звучным именем Мария Тереза всего 30 километров. Удобно! 

Мы покупались, но песочное строительство замков у нас не вышло. Места мало, яблоку негде упасть. 

Мы идем в сторону нашего дома. Прямо перед нами римский амфитеатр. Вернее то, что от него осталось. Албания была частью римской империи в свое время. Прямо перед нами крутой подъем наверх. Дорожка усыпана средневековыми каменными булыжниками разного размера. Ходить в резиновых шлепках то еще занятие.  Больно! 

Перед нами панорама амфитеатра, где проходили бои гладиаторов - самое зрелищное представление для древних римлян. Так случилось, что амфитеатр был найден случайно при строительных работах в начале ХХ века. Конечно же он не так великолепен по сравнению с римским Колизеем, но все-таки выглядит довольно внушительно. Это главная достопримечательность Албании. Здесь вплотную стоят частные дома жителей города, и это приводит к постепенному разрушению древнего сооружения. Возможно, что спустя какое-то время этот древний амфитеатр полностью исчезнет. 

Мы спускаемся по ступенькам вниз и попадаем на небольшую центральную уютную площадь города. Сегодня здесь проходит концерт художественной самодеятельности деятелей культуры. Мы видим флаги Румынии, Албании, других стран и артистов в национальных костюмах. Здесь шумно, весело, толпа туристов. “Хлеба и зрелищ!” - эта крылатая фраза древнеримского сатирика никогда не потеряет своей актуальности, вот что приходит в голову после посещения амфитеатра, когда сразу попадаешь на праздник.

Ночная жизнь в Дурресе не прекращается до 3-4 часов утра. Окна моей спальни выходят на шумную улицу. Только с 5 до 6 утра затишье. 

Завтра я планирую поехать по стране в город Влера. Это 123 километра. 


Часть 12. Поездка по Албании

Вторник, 8 утра. Дуррес. Сзади нашего дома крошечная стоянка, я вышла посмотреть машину. Не случилось ли чего за ночь. Рядом небольшой сквер. Все лавочки уже заняты играющими в карты мужчинами. Самодельные столики из картонных коробок играют роль картежного стола. Очевидно, что игра проходит здесь в такой ранний час, потому что солнце пока не печет. 

Мы собираемся уезжать на юг. До Саранды отсюда 230 километров. До Ксамиль еще дальше и там уже граница с Грецией. Я прикидываю все варианты и решаю ехать только до Влера и обратно. 

Мы едем по нормальному современному автобану, а змеевиков, серпантинов и прочих завитушек нет. Новая автодорога с кармашками для отдыха, вдруг кому-то что-то приспичит срочно сделать, почесать за ухом, например. 

И вот уже Влера, еще один средиземноморский курортный город двух морей. Здесь Адриатическое море соединяется с Ионическим. 
Я покупаю фрукты в уличном ларьке. хочу помыть и дать детям. Жестами показываю продавцу, как бы выглядела струя воды, поливающая фрукты, и дополнительно усиливаю звучным шшшшшшш, и меня понимают. Тут в уголке у них есть краник с проточной водой. 

Наш маршрутизатор приводит нас к месту, недалеко от городского пляжа. Я вижу тенистый дворик и заезжаю туда. Там стоят три машины. Я никого здесь не вижу, тишина, птички чирикают. Но оказывается, тут в теньке на стульчике сидит мужчина странного вида и, видя меня, направляется ко мне и пытается что-то сказать по-албански. Я от испуга не понимаю, мотаю головой, а он тычет пальцами на знак Р. До моего жирафа дошло, что он требует оплату. На улице пустынно, только мы и он. Я смотрю на него и меня пробирает страх. Я молча поворачиваюсь, сажусь в авто и по газам! 

Обращаюсь вот к нему: «Мужчина, я сильно испугалась! Яркое солнце и вы так внезапно выходите из тени! Это ж как по сценарию в фильме ужасов получилось. Вы ж меня чуть до инфаркта не довели!»

Я выезжаю с этого места и «драпаю» в другое. Пришлось оставить авто далеко от пляжа. Но зато безопасно, так как кругом были люди. Мы пришли на пляж, а там пусто. Скучающий прокатчик шезлонгов и зонтов подходит к нам: 15 евро на бочку. Песок такой же мягкий, но есть небольшие камни и поэтому заход в море для нас это квест. Раз уж приехали, извольте купаться! - говорю я себе и босиком стараюсь обходить камни, а дети пошли по дну в резиновых шлепках, благо что водичка прозрачная и все видно. 
Мы пробыли там совсем недолго. Дети намучались с камнями, и мы приняли решение возвращаться домой. 

Дальше на Саранду ехать я не решилась. 100 км + это слишком. 

Дорога домой всегда короче, даже если ты на Балканах. Я держу скорость 110-120, по дороге рассматриваю окрестности. Наша дорога ровная, новая, прямая, без пешеходных переходов и светофоров, и мы видели пару раз как несколько человек, перелезали через дорожное ограждение, чтобы перейти дорогу. 

Мы заезжаем в Дуррес. Почти сразу я увернулась от аварийной ситуации и тороплюсь до своего парковочного места, чтоб не мешать этим горе-водителям проживать свой путь земной. 

Машина должна быть сдана только завтра, но, когда я подъезжаю к стоянке и не нахожу там ни одного свободного места, я решаю сдать авто на один день раньше. 

Звоню хозяину, он сразу же испуганно задает вопрос: что случилось? 

Отвечаю: «Ничего не случилось. Машину заберите от моего дома, пожалуйста. Негде ей тут ночевать, бессмысленно уже держать ее сегодня у себя, да и кататься по Дурресу в час пик по пробкам и с такой манерой езды совсем нет желания». Хозяин машины осмотрел кузов, убедился, что все в порядке: ну, как вам поездка? Отвечаю: все хорошо, в Котор съездили. А мы там еще не были.  
В общем, рассталась я со своей малышкой! Обещала скинуть виды Астаны ее хозяину на прощание. 
Теперь мы пешком.

Часть 13. Заключительная. 


Сегодня мы уезжаем из Албании и возвращаемся в Эмираты. Дети здесь уже освоились и сами бегают в магазин покупать себе вкусняшки. 
Мы собрали все свои вещи и теперь ждем хозяина, чтобы отдать ключи в руки.  Он сначала написал, что скоро придет, а потом что - не сможет подойти. И теперь мне придется оставить ключ от квартиры на стиральной машинке в коридоре, а входную дверь мне надо просто закрыть без ключа. 

Я фотографирую ключи, и мы выходим в направлении на автовокзал пешком, так как нам идти примерно 10 минут от силы. Видим не здание, а большую открытую стоянку для пригородных автобусов. Мы приходим в 12 часов, но как найти наш автобус, если нет ни кассира, ни вокзала, ни справочной. Начала искать. Я обошла все автобусы, но не нашла ни одного до аэропорта. Затем я стала спрашивать у водителей насчет аэропорта. «Они все вытягивали руку в направлении забора: Или туда», —говорят. Я сначала думала: «Вот юмористы. На забор указывают». Но потом подумала: что-то не то. Чего они все на забор показывают? Пойду-ка я посмотрю, что там за забор такой. Я обошла этот забор со всех сторон и наконец мой жираф увидел и все понял. 

На заборе висел одинокий еле заметный лист А4 с расписанием автобуса до аэропорта. Наш автобус отвезет нас до аэропорта только через один час. 

Мы прошлись вдоль и поперек и решили не ждать у моря погоды, а поехать на такси. Благо таксистов тут достаточно и просят они отсюда всего 25 евро. 

Прощай, Дуррес! 
Нет, до свидания, Дуррес! 

Montenegro trop

За эти несколько дней мы пересекли границу Албании три раза, и это был уже четвертый раз. Нам отдают наши паспорта, и мы улетаем, как и планировали, в Эмираты на мой день рождения. Здесь мы не в первые, и поэтому каких-либо приключений, поисков жилья, или еще чего-то у нас не ожидается. 

Что я хочу сказать своим повествованием: «У меня получилось и у тебя все получится! Мечтай! Живи! Путешествуй!»

204 прочтений

Больше статей

Ликийская тропа

Если Турция у вас ассоциируется только с пляжным отдыхом и отелями all inclusive, отправляйтесь в...

Нячанг в январе

Январь в Нячанге считается самым холодным месяцем, хоть и температура днем стабильно держится на ...